Павел Филонов

Павел Филонов, русский живописец, теоретик искусства, график и поэт, родился в Москве 8 января 1883 года. Родители Филонова были простыми людьми – отец работал ку-чером, а мать была прачкой. Рано осиротев, он переехал в 1897 году в Санкт-Петербург и зарабатывал деньги, вышивая полотенца, скатерти, а после окончания живописно-малярных мастерских стал работать по «малярно-живописному делу».

Филонов так и не окончил Петербургскую Академию художеств, но с 1908 по 1910 год посещал школу при Академии, откуда «вышел добровольно» с целью дальнейшего раз-вития своего стиля. С 1898 года Павел Филонов посещал классы Общества поощрения худо-жеств, а с 1903 года брал уроки в частной мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849-1916).
Филонов очень много путешествовал по России, Ближнему Востоку и Западной Европе. В 1910-1914 годах он участвует в выставках «Союза Молодежи». К этому времени относятся его картины «Головы» (1910), «Пир королей» (1913), «Мужчина и женщина» (1912-1913), «Крестьянская семья» (1914), а также работы, выполненные на бумаге и картоне, которые Филонов называет «формулами». В этот период он часто встречается и сотрудничает с яркими представителями русского литературного футуризма, в том числе Владимиром Маяковским, Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых.
Картины Филонова написаны под влиянием русского народного и примитивного ис-кусства, средневековой русской живописи, и таких художников как Дюрер, Босх, Брейгель, В.И. Суриков, К.А. Савицкий, Михаил Врубель.

В 1915 году Филонов создает холст «Цветы мирового расцвета» (цикл «Ввод в миро-вой расцвет») и в этот же период принимает участие в оформлении футуристического альманаха «Рыкающий Парнас».

В 1916 году он мобилизован на фронт, а позже принимает активное участие в рево-люции 1917 года.

После революции Павел Филонов работает над завершением своей работы «Деклара-ция «Мирового расцвета» и принимает участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений в Зимнем дворце, где демонстрирует свои работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Совместно с М. Матюшиным, К. Малевичем и Н. Пуниным Па-вел Филонов создает в Петрограде Институт художественной культуры (ИНХУК) и некото-рое время возглавляет в нем отдел общей идеологии.

Павел Филонов выдвигает свою теорию аналитического искусства, основные положения которой сформулировал еще к середине 1910-х и опубликовал в манифесте «Сделанные картины» (1914) и в «Декларации мирового расцвета» (1923), в которых выступал против академического и «пролетарского» искусства. В них Филонов указывает, что, помимо формы и цвета, существует целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но интуитивно постигает «знающий глаз». Такие явления представляются «формою изобретаемою», то есть беспредметно.
В 1925 он основал и возглавил коллектив «Мастера аналитического искусства» (фи-лоновская школа). В 1927 г. эта группа последователей Филонова выставляется в Доме печа-ти и принимает участие в постановке «Ревизора», а позже ученики Филонова иллюст-рируют карело-финский эпос «Калевала». Филонов считает, что «настоящее искусство» принадлежит к людям, и по этой причине он не берет денег за преподавание и перестает продавать свои работы. К этому периоду относятся такие его шедевры, как «Живая голова» (1923), «Без названия» (1923), «Формула империализма» (1925), «Нарвские ворота» (1929), «Животные» (1930), два варианта «Формулы весны» (1927-1929) и «Композиция» (1928-1929). К сожалению, теория аналитического искусства Филонова не находит понимания и признания, и из-за многочисленной критики, резких нападок в его адрес ретроспективная выставка в Русском музее в 1929-1930 гг. не состоялась.

В последнее десятилетие своей жизни Филонов создает очень мало работ, одна из по-следних — «Лики» (1940).
Павел Филонов умер от голода 3 декабря 1941 года во время блокады Ленинграда, похоронен художник на Серафимовском кладбище.

0
.

Рекомендуем посмотреть: