Мауриц Корнелис Эшер (рецензия)

bab361ea7d72423f8bc75e91b60d

Я ждал этой выставки двадцать лет. Впервые увидав первоклассником гравюры Эшера в качестве иллюстраций к книге Карла Ефимовича Левитина «Геометрическая Рапсодия», крохотные, три на четыре, был потрясён и восхищён тем что так можно. Что можно выдуть пространство как пузырь, завернуть в трубку, что можно совместить разные пространства с разной гравитацией в одно.

Потом я, естественно, узнал что в реальности так сделать нет возможности, что для этого нужны энергии на много порядков превосходящие те которыми обладает современное человечество. Однако Мориц Корнелиус всё равно остался для меня кумиром свободомыслия, притом свободомыслия правильного, логичного и закономерного.

А затем я обнаружил что существует всё таки реальность в которой открытые Эшером законы вполне реальны, притом действительны именно так как он их показал. Это реальность человеческой психики и человеческих отношений. Я это как профессиональный психолог говорю. То что для одного пол для другого в ней потолок а для третьего стена. Вы понимаете? Подумайте над этим чуть чуть.

В психологичной русской речи всё иначе чем в менее приспособленной для этого иностранной. В ней человеческий пол, sex, то же самое слово что пол здания, floor, это одно и то же слово. Потолок помещения, celling, в ней то же самое что верхний предел, limit. Стена помещения, wall, в ней то же самое что препятствие которое нет возможности преодолеть, insuperable obstacle. Метать об неё горох или биться об неё головой возможно, а вот пройти через неё нет.

Для одного у нас сексуальные отношения это самое низкое на что он может пойти, для другого высшее достижение, а для третьего препятствие которое нет возможности преодолеть. Мы, русские, уже живём в реальности Эшера, это наша реальность. Физически оно кажется иначе, а на практике то ресурсов на это иначе и нет. Око видит, а пощупать нет возможности, будто оно и впрямь было бы только нарисовано. И местный человек знает что так всегда было и так всегда будет.

Тут у нас можно идти каким то путём, думать что он жизненный, а потом обнаружить себя на том самом месте на котором был собеседник, беседующим, по существу, с самим собой. Можно здороваться, или спорить, с человеком имеющим другой взгляд на жизнь, и мало замечать что и то и другое отношение всего лишь продукт одной и той же мозаики, одного и того же максимально плотного заполнения плоскости поверхности Земли разными людьми с разными отношениями. Можно подниматься «по лестнице» «снаружи», и вдруг оказаться «внутри», равно как и обратный процесс возможен запросто. Можно даже вечно «подниматься», или «опускаться», по факту всё время оставаясь на одной и той же высоте однако. Всё это совершенно реально. И я советую Вам смотреть на выставку именно с этого угла. До тех пор пока у Вас нет лучшего.

Кроме всего прочего на ней можно увидеть фильм про Эшера с удобных пуфиков и посмотреть на фотографии реальных мест впоследствии ставших базой для его «безумных», или «научных», как Вам больше нравится, гравюр. По фильму и фотографиям он предстаёт обычным человеком с обычными проблемами. Тридцать лет жил до первых реальных гонораров на средства родителей, страдал от северного климата вынужденный фашизмом уехать из Италии которую любил, переживал из за болезней жены подобным образом ревновавшей его к творчеству, и так далее. В известном смысле такой взгляд правдив, но всё таки лучше походите и посмотрите на Морица Корнелиуса через его собственный труд вместо как через формировавшую его реальность. Постарайтесь понять то что он сам говорит. Во всём этом присутствует глубокий переносный смысл; было бы только желание его осознать.

Место проведения:
Музей ММСИ на Петровке до 9 февраля 2014 года (в рамках фестиваля Год Нидерландов в России)

0
.

Рекомендуем посмотреть: